Меню

Элитный экологический детский сад с творческим развитием

 

Москва, САО, м. Аэропорт
ул. Острякова, дом 6

 

Полезное для родителей
Детская агрессивность. Причины детской агрессивности.

Тема детской агрессивности в последнее время набирает обороты, родители бьют тревогу, учителя не справляются с детьми, да и на улице не мудрено увидеть и услышать агрессивные проявления среди подростков. Мамы и папы, дедушки и бабушки задаются вопросом: откуда такая злость?


Причины детской агрессивности, провоцирующие вызывающее поведение, имеют под собой реальную почву. Очень распространены «семейные» причины:

Когда родители уделяют ребёнку мало внимания, он, в свою очередь, пытается его привлечь, а родители быстрее реагируют, когда что-то не так. Разбил, поломал, подрался, огрызнулся – повод для часовых лекций. Ругают, но всё же замечают! Получил пятёрку, нарисовал картину, собрал игрушки – только сухое «молодец!». А что происходит в душе ребёнка, насколько ему необходима помощь родителей именно сейчас, именно в этой ситуации, взрослые не задумываются, не обращают внимания, для них это не столь значимо. Вот и остаётся ребёнок в своём одиночестве напуганным, с чувством ненужности, безысходности. И как следствие – неадекватные, агрессивные поступки, привлекающие к себе внимание.

Когда родители слишком много уделяют внимания ребёнку, он становится избалованным, привыкает, что всё вокруг только для него. И если каприз не выполнен, то родители получают наказание в виде агрессии ребёнка: истерики, крика, плача. Такое манипулирование взрослыми быстро даёт нужный результат и остаётся привычной формой воздействия, которая впоследствии распространяется и на других окружающих.
Когда родители между собой в постоянном конфликте, ребёнок находится в атмосфере злости, постоянных обид и претензий. Иногда и он попадает под «горячую руку», и ему достаётся ни за что, или родители начинают манипулировать им, перетягивать как канат, каждый на свою сторону. Жизнь в постоянном напряжении, пример агрессивного общения самых дорогих для него людей мамы и папы, в конце концов, и в нём формирует опыт использования ситуаций в свою пользу и агрессивное отношение ко всем окружающим.

Когда родители чрезмерно контролируют ребёнка. Многочисленные нельзя, не ходи, не делай, не говори – становятся причиной подавляемого гнева, а любое накопление ищет выход. Здесь агрессивность ребёнка – завуалированный протест против ситуации его постоянного подчинения. А, как известно, лучшая защита – нападение. Это недоверие к нему, ребёнок переносит на окружающий мир, и защищается даже тогда, когда на него никто и не нападает.
Когда родители не принимают и не уважают личность ребёнка. Некорректная и нетактичная форма замечаний, непринятие действий и поступков ребёнка. Безразличие и враждебность, маскируемая обидой на поведение ребёнка, однозначно вызывают неадекватные реакции. Ребёнок старается любыми способами доказать, что имеет право на существование, на свою точку зрения. Он пытается завоевать признание и любовь родителей, и делает это, как правило, агрессивно.
Похожие ситуации могут складываться и в школе, в процессе общения с учителями, с одноклассниками и другими учениками. Желание отстоять свою позицию приводит к агрессивному противостоянию.

Есть и другие причины агрессивности детей, называемые «личными»:

Неуверенность в собственной безопасности. Проявления агрессивности могут быть совершенно не мотивированными, т.е. ребёнок подсознательно ждёт нападения, неприятностей. Это может проявляться, в тех случаях, когда такие ощущения передавались внутриутробно, от мамы, слишком беспокоящейся за себя и ребёнка. Он видит вокруг опасность и готов защищаться, может ответить агрессией даже на безобидное прикосновение. Страх и неуверенность в собственной безопасности зачастую управляют поведением ребёнка, не позволяют адекватно воспринимать ситуацию. Он, как ёжик, всегда наготове иголки.

Недовольство собой. Ребёнок с заниженной самооценкой, неуверенный в своём поведении, действиях, автоматически встаёт в позицию защиты. Он не доверяет себе, и, соответственно, не доверяет миру. Живёт в постоянной обиде и раздражительности, с ожиданием того, что кто-то причинит ему вред. Во всех негативных поступках, своих в том числе, обвиняет окружающих. Все, только не он! Не умея любить себя, ребёнок не умеет любить других.
Стремление зарекомендовать себя среди сверстников. Привлечь внимание, завоевать лидирующие позиции, получить желаемый результат,- всё это даётся не просто. Боится, значит уважает. Этот принцип работает в любом коллективе, и достигается такое уважение через силу, агрессивное проявление себя. Иногда такое проявление может остаться на уровне ситуативного, но всё чаще становится привычным. Так проще удерживать свои позиции, защитить себя.

К ситуативным причинам проявления агрессивности можно отнести :
Плохое самочувствие,
влияние продуктов,
влияние внешних факторов (температура, шум, теснота).

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

Первая – является механизмом получения желаемого, достижения цели и способности к адаптации среди сверстников, или в ситуации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто агрессивное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам.
Насколько прочно закрепится вторая форма проявления агрессии у ребёнка, в большой степени зависит от взрослых, окружающих его и взаимодействующих с ним.





UP